Повреждения стекол кузова не только портят внешний вид автомобиля, но и несколько снижают безопасность движения, ухудшая обзорность.

Общие сведения

На современных автомобилях применяются два вида безопасных стекол - трехслойные (триплекс) и закаленные. Триплекс состоит из двух стеклянных слоев и соединяющего их полимера. В случае аварии он удерживает на себе осколки, не давая им разлетаться. Закаленные стекла проходят термическую обработку, которая обеспечивает их разрушение на мелкие осколки с неострыми краями, снижая риск ранения людей.

Ветровые стекла всех легковых автомобилей - трехслойные. На дорогих моделях такое остекление устанавливается также в двери и задний проем кузова для повышения безопасности и снижения уровня шума, так как триплекс благодаря многослойности обладает лучшей звукоизоляцией.

Закаленные стекла, в отличие от триплекса, могут иметь только мелкие царапины, так как значительные механические воздействия приводят к полному их разрушению.

Крепление стекол к кузову осуществляется двумя способами - вклеиванием и с помощью резинового уплотнения. Первый используется на всех современных автомобилях, так как, помимо надежной фиксации стекла, он предотвращает его выпадение при аварии, увеличивает жесткость кузова и обеспечивает хорошую влагоизоляцию. Стекла, предназначенные для вклеивания, имеют шелкографический рисунок, который кроме увеличения адгезии (прилипания) клея к стеклу улучшает внешний вид (скрывает края проема кузова и неровности клея).

Крепление в резиновом уплотнении - наиболее дешевый и простой способ, замену стекла несложно произвести самостоятельно даже в "гаражных" условиях. Однако такое крепление обладает рядом существенных недостатков. В результате аварии стекло может выпасть из проема и нанести серьезные травмы. Со временем резина уплотнения теряет свою эластичность, хуже облегает стекло и кузов, что приводит к протеканию воды в салон. Скапливаясь под уплотнением, она способствует образованию очагов коррозии. К тому же этот способ крепления довольно сложно полностью автоматизировать на конвейерах автозаводов.

Виды повреждений стекол

В процессе эксплуатации автомобиля стекла кузова постоянно подвергаются механическому воздействию песка, мелкого гравия и камней, что приводит к различным повреждениям.

Микроповреждения - потертости, мелкие царапины, щербинки (микросколы). Первые два чаще всего возникают на ветровом стекле из-за неправильного прилегания "дворников" и их работы без омывающей жидкости. Микросколы появляются под воздействием крупного песка, попадающего в стекло на большой скорости.

Скол - местное разрушение стекла с небольшими трещинами по краям. Появляется в результате удара небольшого камня, причем мелкие трещины могут быть незаметны.

Трещины возникают в большинстве случаев на наружном слое триплекса, они увеличивают свою длину (растут) под действием вибрации, перепада температур и попадания влаги. Если эти повреждения расположены в рабочей зоне щеток стеклоочистителя, то возрастает износ кромок их резиновых элементов.

Виды ремонта стекол

Полировка (косметический ремонт) применяется для удаления мелких царапин и потертостей стекла. Микросколы этим способом удалить практически невозможно, так как для этого необходимо снимать значительный слой стекла. Это приводит к появлению в нем углублений, дающих эффект линзы и вызывающих оптические искажения.

Ремонт скола начинается со сверления отверстия по центру повреждения для получения внутренней полости, которая соединит внутренний разрыв в стекле и трещины. В случае если последние имеют длину более 1 см., их рост предотвращают сверлением отверстий (см. ниже).

Сверла, применяемые для данных операций, напоминают стоматологические. Полученную полость заполняют жидким полимером, имеющим оптические свойства (коэффициент преломления света) близкие к стеклу. Полимер за счет хорошей адгезии (прилипания) к стеклу склеивает края скола, предотвращая развитие трещин и вытесняя воздух из повреждения, делает его малозаметным. Для предотвращения вытекания жидкого полимера поверх него наносят более густой состав, а для предотвращения взаимодействия последнего с воздухом накладывают специальные пластины. Современные ремонтные составы полимеризуются (отвердевают) под действием лучей ультрафиолетовой лампы в течение 20-25 минут. Излишки полимера удаляют со стекла острым ножом или лезвием. В большинстве случаев окончательной операцией является полировка. 

Ремонт трещин осуществляется в несколько этапов. Сначала трещину при необходимости промывают от загрязнений и удаляют влагу с помощью пылесоса и (или) водовытесняющей жидкости. В следующий этап входят операции по предотвращению роста трещин, зависящие от характера повреждений. Для этого на расстоянии 5-10 мм. от видимых концов трещин сверлят отверстия, которые не должны проходить насквозь все слои триплекса. Для предотвращения местного перегрева стекла сверление проводят на низких оборотах. Затем небольшим нажатием "доламывают" трещину до отверстия.

Если есть скол посредине трещины или она достигает края стекла, сверлят еще и дополнительные "отсекающие" отверстия для предотвращения расклеивания трещины после ремонта. Повреждение возле края стекла довольно сложно качественно проклеить из-за наличия молдингов и уплотнений. 

Затем отверстия и трещину заполняют полимером. Для предотвращения вытекания полимера и его контакта с воздухом на них накладывают специальные пластины. Заполненные составом полости облучают ультрафиолетовой лампой для полимеризации клеевой композиции, излишки которой затем удаляют. Правильно выполненный ремонт делает трещину малозаметной. Однако полностью восстановить оптическую прозрачность стекла и его прочность невозможно.

После ремонта желательно очистить салон при помощи пылесоса, чтобы удалить мелкие осколки, особенно когда операции осуществлялись с внутренней стороны стекла.

Если ремонт проводить нецелесообразно, например из-за значительной длины трещин, их большого количества и т. п., стекло заменяют на новое.

Замена стекол в резиновых уплотнениях

Демонтаж стекла проводится после снятия деталей, препятствующих свободному доступу к проему кузова - декоративных накладок, молдингов, "дворников", панели приборов и др. Если стекло с электроподогревом, необходимо отсоединить его провода.

Постепенно перемещают резиновое уплотнение с помощью широкой отвертки через край проема кузова по всему периметру. После этого вынимают стекло вместе с уплотнением.

Монтаж стекла проводится после проверки его на отсутствие дефектов - сколов по краям, царапин поверхности и внутренних пузырьков.

Затем на стекло надевают резиновое уплотнение. Его паз, который будет прилегать к стеклу, предварительно смазываютнезастывающим герметиком, особенно при использовании уплотнения, частично утратившего свою эластичность (бывшего в употреблении).

В наружный паз уплотнения укладывают веревку (диаметром 5 мм. и длиной 4 м.), концы которой перекрещивают в нижней части стекла. Накладывают его на проем кузова таким образом, чтобы концы веревки оказались в салоне. Вытягивая их внутрь салона, перемещают кромку уплотнителя через край оконного проема (подробней см. инструкцию по эксплуатации автомобиля).

После этого необходимо пропылесосить салон для удаления осколков, оставшихся от демонтажа старого стекла.

Замена вклеенных стекол

Демонтаж стекла также проводится после снятия элементов, препятствующих доступу к проему кузова. Некоторые операции при этом можно выполнить только вдвоем.

В зависимости от конструктивных особенностей проема кузова, наличия молдингов на стекле и т.п. используют различный инструмент - электро-, пневмоножи или "струну", которыми сначала протыкают, а затем разрезают клеевой шов. Удаляют излишки старого клея таким образом, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие.

Монтаж стекла должен проводиться в помещении с незапыленным и незагазованным воздухом, там, где не производятся другие работы (антикоррозионная обработка, шиномонтаж и т.д.). Иначе загрязнения осядут на поверхность нанесенного клея, что будет препятствовать надежному склеиванию. Крылья, сиденья, щиток приборов и другие элементы салона и кузова, на которые может попасть клей, желательно зачехлить.

Посадочное место кузова и край стекла очищают от загрязнений и тщательно обезжиривают. Если на краях проема есть коррозия, ее необходимо полностью удалить и произвести обработку специальным составом.

Наносят грунт на склеиваемые поверхности для улучшения их сцепления с клеевой композицией и выжидают определенное время (как правило, 15 мин). Затем по всему периметру стекла равномерно наносят клей в виде валика высотой 10-15 мм.

С помощью специальных ручек с вакуумными присосками аккуратно устанавливают стекло на посадочное место. Фиксируют его от смещения специальными проставками внизу внешней стороны оконного проема, а также при необходимости дополнительно крепят его клейкой лентой (скотчем). Начальная полимеризация клея продолжается 2-3 часа, в течение которых нельзя перемещать автомобиль и хлопать дверьми, поскольку стекло еще закреплено непрочно. По истечении этого времени удаляют излишки клея со стекла и устанавливают на место демонтированные декоративные элементы.

Полная полимеризация клеевой композиции заканчивается после 24 часов, в течение которых ездить на автомобиле нежелательно.

Рекомендации

Целесообразность ремонта или замены стекла определяется видом повреждения и маркой автомобиля, от которых в основном зависят затраты.

Сколы, как правило, выгодней ремонтировать, чем заменять стекло, особенно если автомобиль импортного производства.

Цена новых стекол для иномарок довольно высока, поэтому ремонт трещин длиной даже более 15 см. может оказаться предпочтительнее замены.

Большинство фирм не дает гарантии на ремонт трещины в нижней части стекла, в зоне интенсивного обдува печкой или кондиционером, где оно подвергается значительному перепаду температур. Чтобы предотвратить появления трещин из-за температурного воздействия зимой, необходимо перед включением печки очистить обогреваемые стекла от снега, а летом - не включать кондиционер сразу на максимальное охлаждение и обдув.

Ремонт скола или трещины желательно не откладывать, а произвести его сразу после появления дефекта. В крайнем случае, до обращения к специалистам, желательно заклеить его прозрачной клейкой лентой, чтобы в повреждение не попадала грязь. Она не только препятствует качественному склеиванию, но и делает отремонтированное повреждение более заметным.

Перед посещением ремонтной мастерской не надо заезжать на мойку во избежание попадания воды в повреждение.

Замену вклеенного стекла или ремонт желательно проводить на специализированных станциях, а не в сервисах, где подобные услуги являются второстепенными. Только квалифицированные специалисты смогут сделать это качественно, без ошибок.

 

© avto-hit

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz